Управление проектами MES

Эффективное управление проектами внедрения MES систем

Компания
Услуги
Отрасли
Опыт
События
Контакты
МОСКВА: +7 /495/ 787-71-77
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: +7 /812/ 676-61-62
карта сайта обращение с сайта
поделиться ссылкой
распечатать
ПОДЕЛИТЬСЯ:
выслать ссылку по почте
перейти на страницу в linkedin
перейти на канал youtube
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ MES

В данной статье мы делимся нашими знаниями и опытом в области управления проектами внедрения MES.


Как правильно строить MES проект?

Проект по внедрению MES имеет много общего с проектами по внедрению других информационных систем, однако есть важные отличия, требующие внимания.

До начала проекта проходит несколько подготовительных этапов:

1. Определение границ и целей проекта

Важность этого этапа трудно переоценить. Определение границ и целей проекта требует от заказчика осмысления ситуации, перспектив и направлений развития производства. Поставщик решения выступает в роли консультанта, чей опыт и кругозор позволяют избежать завышенных или заниженных ожиданий, предотвратить формирование нереальных требований и постановки недостижимых целей. С другой стороны, консультант может предложить расширить рамки проекта для решения проблем, которых заказчик ранее не замечал. На этом этапе важно обеспечить участие тех менеджеров заказчика, которые владеют концепцией развития производства, имеют необходимые полномочия и кругозор. Обычно это топ-менеджеры, отвечающие за управление и развитие производства.

2. Определение потребностей и ключевых требований

Исходя из определенных на предыдущем этапе границ и целей, фиксируются потребности и ключевые требования. На этом этапе может быть сформирован запрос предложений (RFP). Данный запрос может быть оценен несколькими подрядчиками. Рассмотрев их предложения, заказчик может обоснованно выбрать подрядчика.

На этом этапе со стороны заказчика подключаются более «узкие» эксперты, хорошо знакомые со спецификой производства. Консультант связывает их знания с перспективным видением производства и определяет способ применения концепции и системы MES к производству заказчика наиболее оптимальным образом.


После выбора подрядчика начинается собственно внедрение MES-системы. Данный проект состоит из следующих стадий:

1. Сбор и анализ информации, определение функциональных требований

На этой стадии потребности и ключевые требования детализируются до уровня технического задания и функциональной спецификации. В ходе работы собирается и анализируется дополнительная информация, уточняются задачи и пути их решения.

В работу включаются будущие ключевые пользователи решения, предоставляющие информацию об отдельных функциях и операциях. В то же время, проект требует внимания экспертов по производству и топ-менеджмента для решения вопросов об изменениях в управлении производством, которые последуют за внедрением MES-системы.

2. Функциональный дизайн, создание прототипа системы

На этой стадии разрабатывается дизайн – документ, описывающий, что будет из себя представлять и как выглядеть внедряемая система. В документ включаются описания и эскизы интерфейсов, описываются способы автоматизации процессов.

Исходя из требований, разрабатывается прототип решения — система, в которой реализованы основные процессы. Использование прототипа позволяет продемонстрировать концепцию решения, снижает риски взаимного непонимания между заказчиком и подрядчиком. Во время создания прототипа специалисты заказчика привлекаются для рассмотрения пользовательских интерфейсов и способов реализации функциональности решения.

3. Реализация системы
На этапе реализации системы производятся необходимые настройки и доработки, в соответствии с дизайном системы. Разработанная и настроенная система тестируется объединенной командой заказчика и подрядчика.
4. Развертывание и пусконаладка системы

После завершения тестирования производится развертывание и пусконаладка системы на реальном производстве, где она в дальнейшем будет использоваться.

При планировании этого этапа работ целесообразно учитывать график производства, ремонта и технического обслуживания оборудования.

В зависимости от степени интеграции MES-решения с АСУ ТП, может потребоваться большее или меньшее вовлечение специалистов по АСУ ТП. Для интеграции с системами управления компанией могут потребоваться дополнительные средства передачи данных, которые не всегда имеются в наличии до начала проекта.

5. Обучение пользователей

После завершения развертывания и перед вводом системы в действие производится обучение пользователей. Для этого разрабатываются учебные материалы, тесты для проверки усвоения информации, необходимой для работы с внедренным MES-решением.

6. Ввод в действие

Последним этапом проекта является ввод решения в действие. После практического освоения системы сотрудниками заказчика, она передается на обслуживание и поддержку. В это же время зачастую определяются потребности и направления будущего развития MES в компании.

Что потом?

  • Техническая поддержка и гарантийное обслуживание

После ввода системы в действие специалисты, внедрившие систему, консультируют заказчика по вопросам эксплуатации системы. В случае необходимости производится анализ и устранение проблем, возникших в ходе работы.

В течение гарантийного срока исполнитель обеспечивает устранение недоработок и ошибок, которые не были выявлены при тестировании.

  • Развитие

Как показывает практика, немедленно после завершения проекта внедрения возникают дополнительные пожелания по развитию функциональности системы, включению в ее рамки дополнительных процессов. При этом, чем более успешно прошло внедрение, тем выше интерес заказчика к развитию системы.

В случае появления такого интереса цикл реализации проекта начинается со сбора и анализа информации, определения новых требований. Проект развития проходит все те же стадии, что и проект внедрения, однако взаимодействие в ходе такого проекта обычно идет проще и быстрее благодаря опыту совместной работы и лучшему пониманию MES заказчиком.

Ключевые технологии и ИТ-системы для реализации проектов MES

Представленные на рынке системы реализуют модульный подход. Это значит, что система состоит из взаимосвязанных подсистем, набор которых определяется исходя из решаемых в конкретном проекте задач.

В базовую конфигурацию MES, как правило, включаются подсистемы, решающие следующие задачи:

  • Интеграция с системой планирования;
  • Управление производственными заказами;
  • Управление рабочими станциями;
  • Управление запасами (в рамках производства);
  • Управление перемещением материалов;
  • Управление отклонениями;
  • Сбор данных (в т.ч. средства интеграции с АСУ ТП).

Кроме того, могут быть реализованы подсистемы, реализующие дополнительные функции:

  • Анализ производительности;
  • Управление энергоэффективностью;
  • Учет рабочего времени;
  • Статистический анализ;
  • Управление качеством;
  • Анализ производственной деятельности;
  • Управление технологическими данными;
  • Ведение истории изготовления.

Состав и функциональность подсистем различаются в решениях разных вендоров. Компания «Экзеплэнт» использует системы производства многих поставщиков. Такой подход позволяет в каждом конкретном случае исходить из потребностей клиентов и специфики решаемых задач, а не «приспосабливать» для каждого проекта заранее известную систему. Специалисты компании в своей практике используют системы следующих вендоров:

Технологии

С точки зрения используемых технологий, MES представляет собой современное ИТ-решение, состоящее из взаимосвязанных компонентов:

  • Рабочие места операторов (АРМ), как правило, предназначенные для ввода информации в систему и получения всей необходимой информации о ходе производства;
  • Средства идентификации RFID, штрих-код и т.п., необходимые для того, чтобы избежать ошибок при вводе в систему информации о партиях, персонале и т.п.;
  • Весовое оборудование, средства измерения;
  • Веб-интерфейс, обеспечивающий доступ к функциям системы с рабочих станций пользователей и значительно упрощающий обслуживание ИТ-инфраструктуры, администрирование рабочих станций;
  • Мобильные устройства для доступа к системе, использование которых часто удобнее, чем использование на производстве универсальных рабочих станций;
  • Сервер приложений – основной элемент системы, который обрабатывает все данные и к которому подключаются пользователи;
  • Сервер баз данных и СУБД – элемент системы, обеспечивающий накопление, хранение и доступ к данным;
  • Средства разработки и администрирования – программные средства, используемые техническим персоналом, развивающим и обслуживающим систему для управления и внесения изменений;
  • Средства резервирования и обеспечения отказоустойчивости – программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий резервирование системы в целом и отдельных ее элементов и поддерживающий заданные при проектировании параметры надежности и доступности системы.

Преимущества компании «Экзеплэнт»

Компания «Экзеплэнт» была основана в 2009 году и с момента основания последовательно развивает практику внедрение MES.

Компания наладила и поддерживает партнерские отношения с вендорами информационных систем, инжиниринговыми компаниями.

Для обеспечения опережающего развития ведется совместная работа с Санкт-Петербургским государственным техническим университетом. В рамках этой работы решаются задачи, требующие проведения исследовательских работ, в частности, задачи статистического анализа и оптимизации параметров аналитического контроля, моделирования и оптимизации технологических процессов.

Важным партнером «Экзеплэнт» выступает Майкл Маклеллан (Michael McClellan), эксперт в области MES с более чем 30-летним опытом управления и развития производства. Его участие в решении наиболее сложных проблем и задач заказчиков может оказаться решающим фактором успеха проекта.

Компания «Экзеплэнт» активно поддерживает деятельность международной ассоциации MESA International, в которой имеет статус премиум-участника.

Компания «Экзеплэнт» сконцентрирована на решении задач по совершенствованию и автоматизации производства. Такой подход позволил собрать сильную команду специалистов и быстро накопить опыт, необходимый для успешной работы. За счет отказа от расширения спектра оказываемых услуг и внедряемых систем удается обеспечить глубокую экспертизу специалистов.

В то же время в части внедряемых решений компания придерживается «мультивендорного» подхода, избегая зависимости от решений каждого отдельного вендора. Это позволяет компании «Экзеплэнт» выбирать внедряемые решения, исходя из потребностей конкретных заказчиков.

Комбинация специализации на автоматизации производства и возможности оптимального выбора внедряемой системы является серьезным конкурентным преимуществом.

Компания «Экзеплэнт» входит в группу компаний ОМЕГАЛЬЯНС®. Другие компании холдинга специализируются на следующих направлениях деятельности:

  • «Мейнтекс» - управление основными фондами, управление надежностью;
  • «Энтерчейн» - управление цепочками поставок, оптимизационное планирование.

При необходимости компании холдинга могут объединять усилия, решая комплексные задачи.

Наш подход

При реализации проектов мы используем методику, описанную выше. Для обеспечения успеха работы ключевые специалисты одновременно ведут только один конкретный проект, что исключает риски их перегрузки и недоступности в наиболее важные моменты работы.

Отдельное внимание уделяется многоступенчатому тестированию внедряемых решений, позволяющему избежать многих проблем на стадиях опытной и промышленной эксплуатации.