Безопасность выходит на первый план
За последние два года в Российской Федерации произошло большое количество техногенных аварий на крупных промышленных предприятиях. Тенденция последних лет такова, что количество и частота подобных аварий неумолимо растет. За последние несколько лет техногенные аварии на производстве привели к ущербу экологии и риску для основного актива предприятия – жизни и здоровья людей. Нарушения промышленной и экологической безопасности так же влекут за собой существенные штрафные санкции, которые превышают сотни миллиардов рублей за один инцидент.
Пример: штраф 146,2 млрд руб. за ущерб окружающей среде по факту аварии, случившейся в 2020 году в Красноярском крае.
Несомненно текущая ситуация в области промышленной безопасности не могла не найти отражение в законодательстве: утвержден Приказ №505 от 8 декабря 2020 года «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых». Цитируем:
«Оперативная часть плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий для объектов ведения подземных горных работ, осуществляющих разработку месторождений полезных ископаемых, также должна быть разработана в электронном виде с помощью программного обеспечения, позволяющего выводить информацию на информационный дисплей (панель, видеостену), установленный в командном пункте с целью обеспечения возможности визуального просмотра и оперативного контроля за реализацией выполнения первоочередных мероприятий по локализации и ликвидации аварии, предусмотренных позициями плана ликвидации аварий, нанесенными на аксонометрическую схему вентиляции шахты и на планы поверхностного комплекса и иных задач.»
В соответсвии с Приказом, все предприятия, ведущие подземные горные работы, будут обязаны соблюдать новые требования и запустить систему электронного ПЛА с 1 января 2022.
Что мы предлагаем?
Компания «ЭкзеПлэнт» подготовила готовое «коробочное решение». Оно позволяет выполнить требования п.70 ФНиП в области промышленной безопасности: «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» по цифровизации плана ликвидации аварий (далее ПЛА). Внедрить данное решние на любом предприятии можно будет в течение одного календарного месяца.
«Цифровой ПЛА» - система поддержки ведения процесса ликвидации аварии и основной инструмент ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.
Основная задача системы – помочь в максимально сжатые сроки локализовать аварию и минимизировать количество пострадавших и нанесенный ущерб, благодаря предоставлению ответственному руководителю работ по ликвидации аварии четкую последовательность шагов, которые необходимо выполнить для ликвидации аварии, т.е. оперативной части ПЛА в электронном виде.
Решение разрабатовалось с применением WEB технологий, что делает его доступным на различных платформах и удобным для восприятия пользователями. Помимо оперативной части ПЛА необходимо перевести в электронный вид графические материалы, т.е. графическую часть ПЛА и списки оповещений.
Рисунок 1. Жизненный цикл процесса ПЛА
Система предоставляет удобный интерфейс для определения позиции ПЛА на аксонометрической схеме шахты и ввода ее в действие.
Рисунок 2. Ввод позиции ПЛА в действие
После ввода в действие позиции ПЛА пользователю предоставляется четкая инструкция действий и все необходимые сопутствующие материалы в удобном для восприятия виде. Также система позволяет осуществлять автоматическую рассылку оповещений по e-mail, согласно закрепленному списку оповещения в позиции ПЛА.
Рисунок 3. Форма ведения процесса ликвидации аварий - оперативная часть ПЛА
Система предоставляет дополнительные функции: протоколирования действий ответственного руководителя работ по ликвидации аварии, формирования отчетных документов и их рассылки.
Рисунок 4. Отчет по результатам ликвидации аварий
В ликвидации аварий задействованы различные службы и специалисты, поэтому крайне важно предоставить им возможность наблюдать за ходом ликвидации аварии в режиме реального времени. Для этого в системе реализован специальный web-интерфейс, который позволит наблюдать за ходом выполнения оперативной части плана ликвидации аварии в онлайн режиме:
отметками и комментарииями ответственного руководителя работ по ликвидации аварии;
выполненными и невыполненнми шагами позиции плана ликвидации аварий;
оповещенных и не оповещенных участников процесса.
Рисунок 5. Форма мониторинга процесса ликвидации аварий - оперативная часть
Рисунок 5. Форма мониторинга процесса ликвидации аварий - оперативная часть
План ликвидации аварий – «живой» документ, который может изменяться и дополняться с течением времени, поэтому крайне важно было решить задачу удобного конфигурирования позиций ПЛА в системе. Встроенный в систему конфигуратор позволяет без привлечения IT-специалистов конфигурировать новые и существующие позиции плана ликвидации аварий в системе. Используя конфигуратор, вносить изменения в план ликвидации аварий может специалист по вентиляции, горный диспетчер, главный инженер и другие специалисты, вовлекаемые в процесс разработки плана ликвидации аварий.
Рисунок 5. Конфигуратор ПЛА
Данное коробочное решение Вы можете внедрить самостоятельно, но наша компания так же оказывает дополнительные услуги: развертыванию решения на Вашей площадке, обучению сотрудников по работе с системой, техническую поддержку.
Преимущества
Главное преимущество «коробочного решения» от компании ЭкзеПлэнт – возможность удовлетворить требования п.70 ФНиП в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» в срок: уже с 1 января 2022 года,где на всех предприятиях, ведущие подземные горные работы, должны функционировать системы цифрового/электронного ПЛА. Срок внедрения нашего решения – не более 1 календарного месяца с учетом развертывания системы и обучения персонала.
Использование «коробочного решения» от компании «ЭкзеПлэнт» позволяет существенно сэкномить: стоимость индивидуального проекта по реализации аналогичного функционала цифрового ПЛА значительно выше стоимости «коробочного решения» – экономическая разница стоимости решений может достигать до 300%.
Решение от компании «ЭкзеПлэнт» поставляется со всей необходимой документацией, а это значит, что Вы можете самостоятельно выполнить его развертывание и настройку.
Благодаря конфигуратору ПЛА Вы можете самостоятельно вносить изменения в части конфигурации новых и существующих позиций ПЛА, не привлекая поставщика решения и IT специалистов.
Минимизация ошибок при ликвидации аварий по причине «человеческого фактора» благодаря консолидированному предсталению информации в удобном для восприятия виде.
Экономия времени на оповещении второстепенного персонала за счет возможности автоматической рассылки оповещений и предоставления мониторинга за ходом процесса ликвидации аварии (выполнением оперативной части ПЛА) в режиме онлайн.
Автоматическое протоколирование всех действий ответственного руководителя за ликвидацию аварии (ОРЛА) и других участников процесса, которым делигировано выполнение шагов позиции ПЛА.
Автоматическое формирование и рассылка отчетов по результатам устранения аварии, хранение истории по всем произошедшим авариям.
Вы можете оценить функционал системы на этапе выбора, а не по окончании проекта: «Вы видите за что вы платите».
Поддержка мобильных устройств (планшетов) - для работы в «поле».
Особенности программной реализации
Решение «Цифровой ПЛА» построено на базе продукта AVEVA Work Tasks (Skelta BPM) и помимо прикладного ПО, включает в себя необходимые бессрочные лицензии базового ПО AVEVA:
Skelta BPM 2017R2, Professional Edition Server;
Skelta BPM 2017R2, Forms;
Skelta BPM 2017R2, 20 Client Connections.
Помимо лицензий базового ПО AVEVA решение «Цифровой ПЛА» включает в себя техническую поддержку вендора Customer FIRST уровня Standard на первый год использования, которая позволяет Вам бесплатно обновить ПО AVEVA до последней актуально версии, обращаться в техническую поддержку по возникающим вопросам за консультациями.
Прикладное ПО включает в себя спецальную БД MS SQL Server, набор бизнес-процессов и форм Skelta, необходимых для реализации бизнес логики системы.
Возможности для развития
«Цифровой ПЛА» от компании Exeplant предоставляется в качестве «коробочного» решения, но при этом, возможна реализация проектов по цифровизации плана ликвидации аварий «под ключ», в рамках которых могут быть проведены работы по интеграции с АТС предприятия для автоматического обзвона и sms рассылки, АСУТП для автоматической отправки команд на оборудование и другие виды автоматизации, которые помогут быть востребованы в ходе выполнения работ по устранению последствий аварий.
«Цифровой ПЛА» может стать одной из функций Центра управления безопаностью (ЦУБ) - системы объединяющей в себе все локальные системы безопасности: системы пожарной сигнализации, позиционирования персонала, системы управления вентиляцией и проветриванием, и прочих систем, обеспечивающих безопасность на поизводстве.
«Цифровой ПЛА» нативно интегрируется с продуктами AVEVA, на базе которых может быть реализован Центр Управления Безопаностью. Совместное использование ЦУБ и Цифрового ПЛА позволит автоматически определять и предлагать пользователю к вводу в действие позицию ПЛА, в автоматизированном режиме отправлять команды на АСУТП для включения/отключения оборудования, получать информацию о местонахождении персонала из системы позиционирования и много другое.
Рисунок 8. Пример интерфейса Центра Управления Безопасностью